воскресенье, 18 октября 2015 г.

Dota 2 - пустая трата времени


Почти два месяца назад я бросил одну из самых губительных напастей нашей современности - Dota 2. Заниматься этим прискорбным занятием я начал в конце 2014, а в уже в феврале этого года мой счетчик наигранных часов перевалил за сотню. И уже тогда ко мне в голову закрадывались мысли о том, что все-таки не смотря на всю свою развлекательную часть этой компьютерной игры, жанр MOBA мягко говоря не для меня. Но я зачем-то продолжал играть.
Сразу скажу, что в LoL, HotS или Smite я не играл (да и слава богу!), по этому сужу обо всем жанре сугубо исходя из своего опыта в Дотке, так что на объективность ни как не претендую. Это мое личное мнение и... все! Я попытаюсь доходчиво объяснить, почему стоит бросить играть в доту прямо сейчас и начать использовать свое время на что-то более полезное.


В свое февральской заметке я верно отметил, что Dota 2 это та игра, где чем чаще ты в нее играешь, тем лучше у тебя это получается. Тем понятнее тебе становятся все не очевидные аспекты и действительно важные детали геймплея, на которые ты даже не обращал внимание. Лично я спустя где-то 70 часов общего количества всех "кАток" стал более-менее чувствовать базовую механику игры. Но это это было ничтожно мало... Тут и кроется первая проблема DOTA как жанра - у нее очень высокий порог вхождения.

Для того чтобы понять самый минимум всей игры нужно действительно готовиться к игре: смотреть гайды на ютубе, трансляции матчей на твиче, учить сборки героев, самих героев (более 100), предметов в игре (почти 150) и так далее. Мало того знать про отдельные элементы, нужно так же понимать и их взаимодействие, эффективность героев и вещей по отдельности и вместе. Так важно держать в уме несколько счетчиков в голове: время появления рун, Рошана, рестарт ультимейтов всех персонажей и прочее... Это необходимый минимум для вполне успешной игры на начальных уровнях. Но сколько уйдет времени на такую серьезную подготовку? Я потратил более 350 часов и не узнал даже половины всех героев! И даже за тех героев кого я выбирал "любимыми", учил гайды об их персональной тактике и сборке - даже при игре за этих уже, казалось бы, известных мне героев у меня не всегда все получалось как нужно! Мне еще не доставало опыта и понимания - я стал играть еще больше и упорнее, но счетчик, ушедший за 300 часов заставлял задуматься о другом... Зачем мне все это? Разве игра должна меня на столько напрягать?
Возможно, когда-нибудь Valve додумаются до нормального режима обучения. Да он есть и сейчас, но это такой что ли огрызок от большинства важных аспектов игры (про них даже не слова не сказано!), что я описал выше. Почему я должен искать эти чертовы гайды, почему путем проб и ошибок должен доходить до каких-то вещей? Мне хочется запустить игру и веселиться со своими друзьями, а вместо этого я совершенно не получаю удовольствия, так еще и порчу настроение своей тиме "отцов".

Ломать себе голову ради игры?- извольте! Да и потом 300 часов - лично для меня это уже довольно-таки огромная цифра для всего на всего одной, пускай такой глубокой и трудной для своего понимания игры как Dota 2. Хотя я на себе все-таки успел ощутить это мерзкое чувство зависимости от игры. Это как наркотик: ты запускаешь один матч за другим, играя до тех пор пока не начнет уже мутить в глазах. Сколько раз меня приглашали всего-навсего на одну катку, а заканчивалось это тем, что мы упорно пытались "отыграться" уже четвертый раз, лишь бы потешить свои попранные чувства. У меня есть знакомые, которые в определенный момент своей жизни не могли и недели прожить без игры в Dota 2. Такая вот прискорбная онлайн-зависимость и заболеть ей, как оказалось, очень просто.
Здесь один матч почти всегда равен одному часу. Нельзя так просто взять и выйти из игры в любой ее момент - бан, мат, лоу-приора - всегда тебе обеспечены за такую дерзость. И вот ты тянешь эту «лямку», даже если она тебе не нравиться... В какой-то момент я просто понял, что это не стоит моего времени. Это настоящее задротство, стагнация, паразитизм - вещи отравляющие весь PC-гейминг в целом. В мире полно других тайтлов, жанров и просто развлечений, чем ежедневная попытка сломать вражеский трон, сделав по пути "рампагу". Не спорю кому-то это в кайф, но для меня это какая-то параллельная вселенная, уж извините, но мне жалко свое время.

Бесперспективность процесса игры в жанр MOBA понимается в тот момент, когда игра не доставляет тебе удовольствия. Никакого и ни как! Каждый раз я тыкал по кнопке Dota 2 с надеждой провести веселый матч, пускай даже и без победы. Но проблемы начинаются уже в начале: никто не хочет брать саппорта, а если и берет, то полностью забивает на свои обязанности в команде (не покупает курьера, варды и прочее). Или двое игроков не поделили мид или руну. У кого-то постоянный дисконнект ввиду плохого интернета. Один начинает орать что-то невнятное в микрофон, другой крыть всех матом в чате. В конце-концов кто-то не выдерживает и нагло "ливает"... В общем удовольствия от такого "букета" проблем совершенно никакого. И так в 8 из 10 случаев.

Поначалу такие трудности даже веселили, но чем чаще на них натыкаешься, тем больше и сильнее они тебя раздражают. А лучше, к сожалению, ни как не становится. Ужасное общество игроков в Dota 2 - это, наверное, самый главный бич этой игры. Особенно это касается нас - русскоязычных геймеров, где такой параметр в онлайн играх как "токсичность" находится на критической отметке. Троллинг и хэйтерерство причем за частую даже ничем не обоснованные. Это стало обыденностью в игре - воспринимать это дерьмо и терпеть оскорбления. И мне даже не хочется вдаваться в психологию и рассказывать вам о том, что задроты это люди с проблемами в реальной жизни, бегущие выместить злобу в онлайн... Понятное дело, что это мультиплеер и люди в нем бывают разные, но столько злобы в одной отдельно взятой игре рождает только Dota 2.

Да, я прекрасно знаю, что большую часть вышеназванных проблем можно решить, если собрать свою команду из друзей. Пускай вас будет даже трое. Вы связались по скайпу, знаете точно, кто и что будет делать на карте, все у вас решено и оговорено заранее. Но как показывает лично моя практика, такое хорошее начинание в конце все-таки приводит к досадным результатам. Доходило даже до грубостей, обид и прочих неприятных вещей. Потому что кто-то относится к этой игре (и каждому матчу!) со всей серьезностью, а кто-то играет в свое удовольствие и не напрягается. И это еще один минус Dota 2 - это командная игра и она не прощает разных взглядов на сам процесс. Разные цели ведут к разным результатам, но поскольку игра (матч, команда) одна, то страдают в итоге все. О каком удовольствии тут может идти речь - я не знаю.

Dota 2 - это киберспортивная игра. Не просто видеоигра для развлечения простого обывателя. А спорт и это серьезное занятие, а как мне кажется, большая часть игроков этого не понимают. Тут нет места для  простого фана, когда ты, попивая чаек, в расслабленном темпе убиваешь противников пачками. Здесь так не получится. Максимальная концентрация, четкость и продуманность всех своих действий, вкупе со слаженностью всей команды, общей тактикой и решениями - по сути этих вещей требует каждый матч в Dota 2. Лично я мало встречал игроков, которые придерживаются этих критериев в свое игре. Нет, они, конечно, есть, но в простых пабах их ничтожно мало, чтобы получить от игры все те положительные эмоции, что она должна тебе давать. Это удручает и впоследствии желания пробовать снова сыграть "как надо" становится все меньше.

Все озвученные выше тезисы пришли к моему осознанию из сравнения. В этом году я решил все-таки  посмотреть The International дабы узнать вершину стремлений большинства игроков в Dota 2. Суть такого рода событий и их историческая важность для киберспорта очень хорошо показана в достаточно годном фильме Free-to-play. Ну тот самый - где еще NaVi стали чемпионами, а старичок-FEAR плакался на свою неустроенную жизнь. Показательный фильм - отлично рассказывает о людях, которые сложили свою жизнь на трон этой MOBA и чем при этом жертвовали. Но они профессионалы и осознано понимают ради чего им все это надо. Вот тот же FEAR - 27 лет мужику и он добился все же своего миллиона баксов в этом году. С другой стороны есть совсем молодой Sumail - и он мировая звезда в своей дисциплине. Эти двое вдохновляют сотни тысяч игроков по всему миру на многочасовое прозябание в дотке, чтобы когда-нибудь блеснуть так же. Пускай, конечно, большей части игроков это не относиться, но как мне думается только лишь такое чувство собственного превосходства и движет каждым дотером. Стать лучше, чем ты есть сейчас - похвальное стремление, но стать лучшим в игре как Dota 2 - это весьма странный процесс.

Большая часть моих претензий к доте основаны на то, что я чисто сингловый игрок (ну максимум кооп). Мне нравиться быть один на один с игрой, ее историей, героями, механикой и прочим. Играть в сингл для меня сродни просмотру фильма или чтению книги - дело сугубо личное. Самое главное для меня в сингл играх (в отличии от мультиплеера) - это то, что ты всегда будешь вознагражден за свои старания. В конце каждого квеста ты точно получишь ту или иную награду. Эффект этот чисто психологический - reward - очень важный аспект в процессе игры, иначе не получишь от нее удовольствия. А попробуй получать его в Dota 2 со всеми его аспектами, трудностями и ограничением? Ведь тут нет даже сюжета, а мне  всегда важно знать, что и почему так закрутилось и что будет дальше в этом выдуманном мире. Да, придирка очень личная, но она так же объясняет почему я вообще не играю в MMO-проекты. Порой даже обидно ставится: красивый мир и вроде интересно выглядящие персонажи, а связи и смысла в этом всем ноль. Печально, когда игра создается только ради игры.
Ведь даже в дотке есть классные персонажи, про которых хотелось бы узнать больше в плане истории их жизни, а не читать эти куцые предыстории.
________

В итоге я понял, что дота не дает мне ничего, за что я ценю компьютерные игры, а только отнимает мое время, нервы и здоровье. Кто-то, прочитав мой пост, решит, что я бросил играть в нее потому что рак и дно - пускай, на это мне уже точно плевать (а ведь когда-то задевало мои чувства! вот я идиот!). Игра в Dota 2 - это очень специфическое занятие для весьма странных людей. Каждый здесь может найти ради чего играть и получать свое же, уникальное для себя удовольствие. Ведь здешняя аура веселой командой игры затягивает быстро и надолго, но когда она все же рассевается, то ты в прямом смысле остаешься у разбитого корыта. И с грустью понимаешь, что эта игра тебя просто насилует, а не радует. Я жалею обо всем своем потраченном времени на дотку и возвращаться в нее точно не стану. Своими размышлениями я не призываю бежать и удалять эту игру - просто задумайтесь, стоит ли ей в действительности так много уделять времени?

P.S. на счет целого месяца я чуть подсоврал - меня уговорили попробовать Reborn... Хватило меня на неделю.

Комментариев нет: