среда, 28 мая 2014 г.

short comment - part 2


Вообще-то я хотел написать статью о том каким же все-таки "днищем" оказался этот хваленый Kickstarter, какие ущербные игры были на нем профинансированы и какие же идиоты их создатели! Свой скепсис по всему этому процессу в игровой идустрии я выражал еще в самом его начале и почти два года спустя убедился, что был прав, но и в некоторых вещах я ошибся. Так все мое негодование выбилось в долгие думы и вышло как-то поучительно что ли... Однако по порядку.



Такая мысль (см. первое предложение) возникла у меня после демонстрации космосима Star Citizen - самого большого и дорого проекта с Kickstarter и вообще когда-либо в системе краудфандинга. На PAX East'14 показывали последнюю на сегодня версию игры и ничего кроме графона и каких-то гиковских плюшек (это я про надевание шлема) я в ней не увидел. Ну да, летает кораблик, красивый салон кокпита и голографический интерфейс (спасибо CryEngine 3), но собственно, где вашу мать сам геймплей? Где погони и перестрелки, как в в фильмах Star Wars? Где эти здоровые дредноуты, которые разрушаешь по пять часов? Хотя бы вхождение в атмосферу планеты с последующей посадкой в небольшом космопорте... Нет ни чего, за что игру собственно можно называть игрой. На что ушло 44 млн $ мне искрене не понятно. Неужели это все обман, пустые обещания и дальше красивых видов астероидов и корабликов дело не пойдет? С виду это все напомнало огрызок игры серии X на графических стероидах. Красивая обертка, а конфеты-то нет. Ведь даже сами разрабочики при демонстрации игры не справились с ее управлением и это удручает...

Я озлобился и полез в интернет, копать на все эти расчудесные, лишь на словах, проекты краудфандинга. Кто там у нас? Ага, Broken Age! С помпой собрав 3 млн зеленных Шейфер на радостях расширил свой инди-квест, сделав историю богаче, персонажей глубже и... Перенос выхода, распил на две части, не хватка тех "денжищь", что дали шедрые игроки, анонс какого-то другого проекта, дабы получить еще денег - это лишь только известные нам проблемы в разработке этой игры. Каково? Не все так радужно на ниве независимых разработчиков! А ведь как Шейфер радовался, кидался, пускай и напечатанными, деньгами...



Далее: Wasteland 2. Игра с ходу заставляет морщится от своего внешнего вида. Нечто забагованное, не играбельное и страшное в Early Access Стима - кому это нужно? Нет, я понимаю, что тут закос под первые Fallout'ы, но можно ведь было и модельки по-аккуратнее выпилить и интерфейс поопрятнее нарисовать. И потом: уродливые локации, не оригинальные задания, кандовая тактическая система боя, невнятный сюжет... Халтура ради экономии? Или же профессиональная несостоятельность команды-разработчика? Игру и так создают почти всем миром (форумы игры кипят от идей игроков), да и Unity движок может выдавать виды по-лучше. Но сейчас уровень какой-нибудь The Fall: Last Days of Gaia в 2014 году не может привлекать, разве что самых отпетых фанатов... А на недостаток средств тут жаловаться не стоит - все знали что будет туго. Однако, как раз от Wasteland 2 и Фарго я ожидал куда большего. Да и ценик за бету в 1500 рублей!? Камон...


Shadowrun Returns - почти тоже, что и все предыдущие проекты. Воскрешение некогда популярыной вселенной ее отцами основателями. Пошаговые бои, тонны текста, огромный мир - ничего нового, фанаты серии будут рады всему, лишь снова побывать в шкуре хакера-эльфа или кто там они. И во всей это истории та же ситуация, что и с Wasteland 2, разве что тут сеттинг многое выручает. 


И сколько я еще проектов не знаю - в пример я привел самые известные, лично мной ожидаемые, но увы, разочаровывающие сейчас своим нынешим видом игры. Тут мне уже впору все бросить, начать обливать Kickstarter помоями и плакаться о несправедливости и разбитых надеждах. Но гнев сменился на милость и я поразмыслил - почему все оно выходит так?  


Представте, что вы мечтаете открыть свое кафе, маленькое такое и уютное, прям как дома. Однако денег у вас нет, но за то вы отлично готовите гамбургеры и это ваш главный козырь. Идти и открывать очердной subway (ничего не имею против этой сети фаст-фуда) вам противно до боли, так как вы хотите сделать все по своему, свое идеальное кафе. За финансовой помошью вы обращаетесь к друзьям - уж они то знают какой вы мастер кулинарии и скинувшись по мелочи желают вам большой удачи в деле. Но денег мало и по этому вы обещаете всем кто вам поможет бесплатный гамбургер каждые два дня. Халяву любят многие, особенно если это еда, и это дает вам еще некоторые финансы. Но и этого мало - хватает только на аренду помощения для ващего ресторанчика и на продукты. Тут вы скрипя зубами обещаете всем, кто даст вам больше всего денег кормить бесплатно целый год! Жадные, но богатые люди дают вам приличную сумму, и вы, счастливый, наконец-то можете запустить дело в ход. Вот мечта начинает воплощаться в жизнь и все прекрасно, вроде бы... Даже просчитав все расходы вы понимаете, что денег и времени (на выполнение всех обещаний) крайне мало: нужно ведь и все юридические дела решить, получить лицензию, сертификаты, договориться с поставшиками, нанять персонал и прочее... Дело растягивается на несколько лет и вы понимаете, что за все это время вы даже ни разу не приготовили свой фирменый гамбургер, а ведь его ждут те все, кому ты его гарантировал! Такая штука жизнь: мечты только в мечтах легко осуществимы - мы не задумываемся о том, как труден будет путь к их реальному воплощению.

Примерная ситуация и с проектами, которым дан был шанс с помощью Kickstarter'a стать настоящей игрой. Их разработчики это те же парни с мечтой о своем кафе. Их козырь - это отличная идея игры, популярное имя (как команды, так и отдельно взятого человека) или все вместе - что еще лучше. Не желая идти к злым спонсорам-издателям, он упорно продвигают свой проект, обещают горы счастья, лучшую игру всех времен и что ни кто не уйдет обиженным, нажав Esc. Только дайте им 10-15$ и все будет отлично!

И мы ждем, в самом деле ту самую игру из наших розовых мечт, где все идеально. При чем попутно на столько возвышаем свой рейтинг надежд (в этом виноваты и сами разработчики - им нужны бэйкеры и ради этого они наплетут все что угодно), что даже уже и не понимаем какую все-таки игру хотим получить в итоге. Только вот перечисляя им на счет свои кровные, ну или просто наблюдая со стороны мы не задумываемся о том пути, что придется пройти этим творцам "свободолюбивых игр". Что заплатив сегодня, завтра у тебя на рабочем столе не будет красоваться иконка этой чудо-игры. И не будет ее через месяц и даже три спустя.

Разработка игры с нуля дело совсем не быстрое, особенно, когда она создается силами всего трех-пяти человек. И даже, если они не будут спать и есть им все равно не сделать все так как они пообещали - сроки разработки затянутся до каких-нибудь "дюк-нюкимовских". Но мы увы это слабо понимаем. Это дело нашей привычки - большей части игроков-потребителей, которые не задумываются о том, как вообще создют их любимые шутаны и рпгшки. Такие обычно не имеют дело с инди-сектором игр, а ведь именно от туда и берет свои корни краудфандинг, разработка без издателей и прочая актуальная сегодня канитель современного игростроя. Им показали трейлер весной, а под зиму они уже выкачивают готовую игру из Стима, Ориджин, PSN и XBMP. Для них все просто.

Те самые ужасные издатели, которых так проклинает Тим Шейфер, давали деньги и время на разработку перспективной игры, при этом беря на себя все вопросы касающиеся бумажно-бюракратических тем, распостронения, посещяния игровых выставок, покупки движков, оборудывания, софта, музыки и так далее. Этаки большой папа, который следит за своим сыном, выращивая из него хорошего человека. А студия-создатель не заморачивается ни над чем кроме как своим детищем, игрой-мечтой и делает ее в свое удовольствие. Так вот, почти все разработчики с Кикстартера живут без таких папочек - они сами для себя и папочки и сыновья. Их "кафе" и его реализация - это только их проблема. И уж если дело не выгорит, то никто не придет и не заплатит за них, дав еще один шанс. Сваобода от издателей хоть и прекрасна, но неимоверно тяжела.

Из всех заявленных на сервисе проектов до релиза доходить чуть более 30%. Это вполне ожидаемо, так как тут играют много факторов. Во-первых это то, что больше полвины проектов это полная чушь в которую мало кто будет играть, как бы не расхваливали ее разработичики. Во-вторых, жадность к легким деньгам кружит головы - от сюда пустые обещания золотых гор, ради наших денежек. Ну и в-третьих, даже если проект прекрасен по задумке и арты скажем у него хорошие, и все это под честное слово - не все начинающие разработики способны довести свою игру до удобоваримого вида. Кто-то так и застревает на технодемке, не в силах реализовать все свои задумки до конца. Ну и четвертое, самое самое банальное - после провала на KS игра отправляется в утиль или кардинально переделывается, что увеличивает срок ее разработки. И ведь бывает, что даже очень стоящие проекты не получают достаточных вкладов от бэйкеров, хотя от них во многом и зависит какой в итоге будет игра. За несколько сотен зеленых реально договориться с хорошим художником, за тысячу можно нанять программиста и он наладит вам механику гемплея, еще за пару тыс. как-нибудь композитор напишет годный саундтрек и т.п. Суть ясна, что чем больше бюджет тем прекраснее будет в итоге готовый продукт. Но не все наинаюшие разработчики это одновременно еще и пиаршики, маркетологи, финансисты и etc. Сложно сразу взваливать на себя такие обязанности одного, а кафе свое так хочется... По этому и приходиться идти на компромисы - в нашем случае это, то как игры с Кикстратра получились в итоге (или еще представляют, на этапе беты).




Первопричина всей стати - Star Citizen, который так разочаровал меня своим внутреним наполнением. Игра находиться в разработке с 2011 года и закончится где-то к середине 2015. Но ждущие и нетерпиеливые игроки желают ее получить уже сейчас, дабы самолично убедиться в том, что получился ли у Криса Робертса новый WingCommander или же ее плохая копирка. Однако за не имением игры многие накидываются на нее сейчас, пытаясь судить как о полноценной игре. И это в корне не правильно! Игра готова не полностью, разработчики демонстируют лишь ее часть. И это часть одна из немногих, что они успели сделать из того списка обещаний на KS. То есть демонстируемая нам игра сейчас находиться на стадии альфы, крайне сырой и далеко еще не завершенной игры. Показывают нам ее сейчас такой только для того чтобы мы, вкладчики средств, могли видеть как игра развивается, становиться больше и лучше в процессе своей разработки. Пускай на демонстарции с PAX все криво и не так как хотелось бы, но потом, я уврен игра станет такой какой мы от нее ждем. Будет там и сотни кораблей, базы, управление и "корованы". Нужно лишь терпение, ведь Москва не сразу строилась, и все-таки 100 (!) звездных систем за год сделать крайне тяжело, даже командой из 200 человек. Мне этот подход напомнил Maincraft, когда еще не законченная игра была доступна всем желающим и с каждым новым патчем становилась все лучше и правильнее.

И это относится и к другим проектам с cервиса краудфандинга. Например, Wasteland 2 будучи выложенным в ранний доступ на Стиме отхватил не мало ведер помоев на своей счет (в кратце изложил их выше). Ранний доступ - это не готовая игра, это так сказать ее техническое демо, для демонстарции текушего состояний проекта. К релизу ясное дело все станет куда лучше и отлаженее. И так далее - проекты на Early Acces, ну или просто видеопрезентация альфы, бета- версии игр не могут считаться той самой игрой, про которую нам рассказали и которую мы так ждем. Это лишь ее эээм, призрак что ли!?.. Про бету и ее недостатки нужно не орать, а комментировать и указывать на то, что по вашему мнению должно быть исправленно. Посмотрите последние дневники разработчиков игры, где они рассказывают о нововведениях и вы все поймете. По этому ждать нужно релиза, терпеть необходимо и раньше времени выкатывать свои притензии (вроде общей несотоятельности продукта) считаю не уместным.

О картине художника нельзя судить лишь по ее наброску, только со временем она станет произведением искусства. Для этого нужно усилие. Главное тут чтобы дело было законченно, а художник не устал от своего творения.


Вообще после бума KS я занял место скептиков и недоверчиво смотрел на все это действо по выманиванию денег на не понятно какие игры. Нет, я конечно был рад анонсам многих из них, но вот в саму систему и ее возможности поспособствовать созданию этих проектов - в это я не верил. Сейчас же убедившись (поиграв), что все это вполне реальные вещи, а не пустой звук, KS  воспринимается мной теперь как настоящая возможность, некий уникальный шанс для каждого воплотить свою идею в жизнь. И стоит сказать за это спасибо создателям сервиса и Шейферу, сделавщего его популярным. Не будь такой штуки сейчас вряд ли бы мы получили свои старой школы квесты, ролевки и шутеры с оргинальными идеями. Тут и отцы-созадтели культовых вещей возвращеют классику и рядом с ними новые и молодые игроделы со своими необычными идеями. Сервис очень помогает инди-разработчикам донести до масс свои изумительные игры, которые так необходимы застоявщимся жанрам, вроде стратегий. И лично мне бы хотелось чтобы вообще все-все смогли добиться достаточного публичного финансирования и выйти в свет. Чтобы не напортачили и правильно распрядились деньгами их разаботчики. Чтобы получилось точно так, как и было обещанно нам. Только так мы сможем играть в новые игры, а не мучится и скучать.

__________

А вообще считаю, что на KS приходить можно только когда у тебя есть готовая демка игры - процентов где-то 50 от общей идеи. Это за тем чтобы потенциальные бейкеры уже могли видеть хотя бы что-то примерное во что они собираются вкладывать деньги. А полуготовая игра этому как раз способсвует. И если он - игрок всерьез заинтресуется ей, то все что ему остается это вложить средства для завершения проекта, его рекламы и прочее. Вкладываться же в слова и пару картинок - весьма сомнительное дело.



Комментариев нет: